Приходите в гости к нам Здесь понравится всем вам!

Коллегам




ПРОЩАНИЕ  С ПЕРВЫМ КЛАССОМ.k

На сцену выбегает АЗБУКА.
-Помогите, обокрали! Караул! Ну, помогите кто- нибудь.

Прибегает Аладдин.
-Что случилось, в чём беда? Кто украл, что украл? Кроме меня никому нельзя воровать, я Аладдин вор ,  всех времён и сказок .

Выбегает Буратино.
-Что за крики! Кто кричит? Кому тут нужна помощь?
Я всем помогу. Я всё  знаю. Я даже знаю как на луну полететь.

Выходит Волшебник.
В чём дело? Кому волшебство нужно, кому помощь нужна?
Я Волшебник – чародей, колдовство моё  безгранично.

Быстро выбегает Гном.
Кого украли Белоснежку что-ли?  Я так и знал, зовите остальных гномов, надо её спасать.

Грозно шагая на сцену, выходит Шах.
Это, что за крики, я Шах и повелеваю в моём присутствии соблюдать тишину, а то сейчас по моему приказу всем вам головы снесут. А ты почему плачешь, ханум?Тебя обидел кто-то из них, ты, только скажи мне, и я знаю что с ними сделаю.

АЗБУКА :Нет Ваше Высочество, меня обокрали. Кощей и Баба-яга украли все мои буквы. Они злые и неграмотные, за это их дети не любят. Вот и решили они оставить детей  без букв .А если не будет букв, то школьники   тоже будут неграмотными. И сказки про вас не смогут прочитать.
Шах: Я сейчас пошлю своих лучших воинов за твоими буквами, а где королевство этого Кощея?

Азбука: Ваше Величество, этого никто не знает.

Волшебник говорит: Я с удовольствием вам помог-бы, но против Кощея я  бессилен. Он бессмертен и мои силы слишком слабы против его сил.

Гном прячется за Волшебником. Ой, а Баба-яга наверное и есть мачеха Белоснежки , я её очень боюсь. Спрячьте  меня.

Аладдин говорит: я без Джина не смогу помочь, а он устроил себе каникулы. Я же не могу пойти в царство Кощея. Он меня в пыль сотрёт. Меня Жасмин ждёт ,ну я пошёл.

Буратино говорит: Вообще-то я всегда знаю что делать ,а теперь не знаю. Может Знайку позвать ,он –то точно знает,
что сделать  нужно. Или давайте отправим Кощея на луну, пусть свои злые дела там творит.

Выходит Джыртдан. (В руках масло с хлебом.)
А я знаю, как вам помочь милая АЗБУКА.
У меня в кармане есть ,буква Д. Бабушка дала, вдруг понадобится. Я могу её вам одолжить. Начинайте собирать Алфавит заново. А Кощей и Баба-Яга останутся с носом. (Извини Буратино это не про твой нос.)

Аладдин :А я могу букву А подарить. Жасмин меня учила читать и писать. А с  буквы А,  начинается  моё имя. (Протягивает А)

Волшебник:Я могу подарить букву В. (с помощью фокуса вытаскивает из-за пазухи букву В и протягивает .)
Шах: Ну если я не могу вернуть тебе все буквы возьми хотя-бы эту.(Протягивает Ш.)

Буратино : Я знал, что эту проблему нужно так решить! И у меня тоже есть буква.

Гномик спрашивает: А какая буква? У меня, например буква Г. Я тоже её подарю.(Протягивает.) Пусть Баба-яга исчезнет из нашей жизни.

Буратино достаёт из кармана букву Б и протягивает АЗБУКЕ. Извините меня, но я не знаю какая это буква. Скажите, пожалуйста, а где можно научиться читать и писать?

Джыртдан: Такой большой и не знаешь? Поможем ему друзья?

(звучит песня «Учат в школе»)

Азбука: Друзья спасибо вам большое за помощь. Я пойду дальше. Буду искать  остальные свои буквы.

(Мальчики отошли к стенке, Азбука делает вприпрыжку круг по сцене и тоже отходит.)

(Звучит арабская музыка, танец Жасмин.)

 (После окончания танца Азбука опять ходит по сцене , собирает цветы.)

На встречу идёт Жасмин и спрашивает у Азбуки: Здравствуйте, вы случайно не видели Аладдина, я его не могу найти. Мы никак не закончим изучение алфавита. Он такой лентяй!

Азбука:Конечно видела, он даже подарил мне букву А. Её он знает точно .Все мои буквы украли ,и я собираю новый алфавит. Аладдин подарил первую букву.

Жасмин: А я могу подарить тебе букву  Ж.У меня есть.(протягивает Ж).Я учу придворных читать и писать. До свидания Азбука, пойду искать Аладдина.

Азбука: Спасибо.(машет рукой)

Прибегает Красная шапочка: Извините, вы случайно не знаете, где живёт моя бабушка, а то я заблудилась? Я ей пирожки несу, мама испекла. Угощайтесь ,они ещё тёплые. Я набрала бабушке полевых цветов , она их любит.

Азбука: Конечно знаю, пойди по этой тропе и ты увидишь её избу. Только иди прямо не сворачивай, а то с Волком встретишься.

К.ш: Спасибо , кстати  а вы почему  такая грустная ? Кто вас обидел?

Азбука: Кощей украл мои буквы , теперь  я собираю новый алфавит.

К.ш. А у меня есть буква К . Бабушка учит меня читать и писать. А когда вырасту я пойду в школу.(Протягивает К.)

Азбука: Спасибо, тебе Красная шапочка.
(К.ш.уходит .)

На сцену выходит Мальвина. Вы случайно  Буратино не видели? Ни как не могу его найти ,ему в школу пора.

 Азбука: Видела ,видела. Он по лесу гуляет, пройди вперёд  

Спасибо. Милая Азбука, я никак не могу его научить читать и писать. Во время уроков он исчезает. Лиса и Кот притворились его друзьями ,а на самом деле хотят лишь навредить ему. А  вы почему грустная? Что случилось ,кто вас обидел?

Азбука : Кощей украл мои буквы , теперь  я собираю новый алфавит.

Мальвина:У меня есть буква М .Я её вам дарю.(даёт букву М.) До свидания.

Азбука идёт дальше.
 На встречу « идёт» Русалка. Милая леди вы случайно,  не знаете, есть ли по близости море? Я  домой хочу. Ходить по земле очень сложно .Мои плавники к такому не приспособились.

Азбука: Конечно, есть, Каспийское море. Если пройдёшь дальше, то ты его  увидишь.

Русалка: Спасибо, вам большое, а с вами ,что случилось? Почему вы грустная?

Азбука: Кощей украл  все мои буквы. Я собираю новый алфавит.

Русалка: Я  ухожу к себе домой ,и могу оставить вам на  память букву Р . (Протягивает букву Р и уходит.)

На сцену выходит Пиратка .Я Пиратка и убежала со своего корабля. Мой отец пират и мы всегда в море , а я хочу в школу. Вот смотри ,у меня даже книга есть. (Показывает книгу.) А ты чего грустишь?

Азбука: Да ничего ,просто не знаю откуда достану остальные свои буквы, старый алфавит украла Баба-яга?

Пиратка: Вот бери ,у меня есть буква П ,я всё равно в школу пойду ,а там их много.(Протягивает П.)

Азбука грустная ходит по сцене.
Ей на встречу идёт ученик.
.Азбука: А ты, что здесь делаешь, ты же должен быть в школе?

Ученик: Милая Азбука , о твоей беде услышала наша учительница ,Ульвия Раджабовна.(Ей Джыртдан рассказал.)Она прислала тебе недостающие буквы, вот они.(протягивает алфавит.) Давайте, проверим весь ли алфавит собран ? (звучит песня русский алфавит)



















                        Я наука очень строгая!
                      И скажу вам, не тая -
                      Без меня, друзья, не справиться
                      И прожить никак нельзя.
                      Ни открытку не отправить,
                      Не составить телеграмму,
                      С днем рожденья не поздравить
                      Даже собственную маму.

Я хочу учиться в школе                                                 
Все сложила в ранец я,
Только нету букваря,
Есть линейка, клей, тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка — это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко-красной.
Ручка, карандаш, пенал —
Ранец мой тяжелый стал!

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик —
У меня мяча-то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойду я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,
И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на "отлично"
И, как папа, стать врачом
Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу я сложенья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!




У каждого в жизни
Единственный раз
Бывает свой первый,
Свой памятный класс,
И первый учебник,
И первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок.
И первый наставник —
Ваш первый учитель,
Кто дверь распахнул
На дорогу открытий









В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадет,
То резинка пропадет.
То Гараева под партой
Чью-то варежку найдет!
"Рты закрыли, сели ровно! —
Нам Раджабовна кричит,—
Будем слушать тишину!"
Я чего-то как вздохну,
Засмеялся  тут Иса
"Тише! Тише!" — шепчет Рена
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
-Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…-Обещали хорошо,
лучше всех учиться

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят - иди к доске, -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится








Почему сегодня
Петя Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты.
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Прошел ноябрь, декабрь, январь -
И одолели мы букварь.
Поздравил нас десятый класс -
Вот нам какая честь!
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья я прочла,
Что в клетке булочка жила!



Приходил я в первый класс
По одной их трех дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну их трех.
Первая из них была
Длинной улицей села.
Там из окон, из ворот
Все поглядывал народ.
Я товарищей встречал,
Различал их за квартал,
То кого-то поджидал,
То кого-то догонял.
А вторая за мостом
Потаенною тропой
Вьется в ельнике густом.
Птиц послушай. Песню спой.
Посиди чуть-чуть на пне
Сам с собой наедине.
Третья тропка коротка.
Три минуты до звонка.
Мчишься, голову сломя,
Между первыми двумя
                       































Проснитесь-ка, будьте добры!
Вскочите, как ранние птички!
Давайте пригладим вихры
И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы
По утренней мчится прохладе.
Пожалуйста, будьте бодры,
В портфель собирая тетради!

В начале осенней поры,
Пожалуйста, будьте добры
Не спать на ходу, как тетеря,
А школьные вычистить перья!

Ведь мы забарахтались в речке,
Нажарились в солнечной печке, -
Пожалуйста, будьте бодры
В начале осенней поры!

В начале осенней поры
Беру я цветные шары
И в школу влетаю,
Пишу и читаю, -
Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,
Проказничать,
Строить гримасы,
Валять дурака,
Отвечать с потолка
Не вздумайте, будьте добры!

Заправьте чернилами ручки,
Пожалуйста, будьте добры!
Внимание!
Входит учитель -
Мечтатель,
А также мыслитель.
Всем-
Ушки держать на макушке!
Пожалуйста, будьте бодры!























Перемена, перемена!" —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок...
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!
Буквы напечатанные -
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
- Ах, батюшки! - сказала ручка. -
Что значит эта закорючка?
- Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву "А"!



Я проснулся утром рано,
На портфель свой сразу глянул.
В нем тетрадки есть и книжки,
И тетрадь с угольником.
Спать я лег простым мальчишкой,
А проснулся школьником













В класс однажды к нам проник
Очень странный ученик.
Стол сломал, погрыз фломастер
И сжевал чужой дневник.

Тряпку вышвырнул в окно,
Повернул вверх дном ведро,
По нему стал барабанить
И подпрыгивал смешно.

Но раздался вдруг звонок,
И вошёл в класс педагог.
Посмотрел он удивлённо,
Ничего понять не смог.

Я никак в толк не возьму,
Может ты из ПТУ?
Если нет, тогда скажи мне,
Хулиганишь почему?

Только странный ученик
К разговорам не привык.
Он удрал от педагога,
Показав ему язык.

В классе шторы оборвал,
В урну затолкал журнал,
А потом залез на люстру,
Там зевнул и заскучал.
Сразу закричали все:
«Это просто шимпанзе!
 Значит цирк приехал в город
По центральному шоссе!»

































1. Принимает часто школа
Ребятишек в первый класс,
Но сегодня день особый –
МЫ пришли! Встречайте НАС!

2. Позади остался садик,
Беззаботные деньки.
Завтра первые оценки
Мы получим в дневники.

3. Раньше мы играли в школу,
Но закончилась игра.
Нам завидуют сегодня
Дошколята со двора.

4. Я еще вчера в портфель
Уложил тетрадки.
И в пенал карандаши
Вставил по порядку.

 

А я сегодня рано встал,
Умылся, причесался,
Форму новую надел –
Раньше всех собрался!

 

5. Я сегодня первый раз

Отправляюсь в первый класс.

Постараюсь я во всем

Лучшим быть учеником.

 

 

6. Рассказали мама с папой,

Как вести себя за партой:

Например, нельзя лежать,

Парта - это не кровать.

 

7. Я сидеть намерен прямо,

Как учила меня мама.

Захочу спросить, сказать

Надо руку лишь поднять.

 

8. И ни с кем нельзя болтать,

Чтоб уроки не сорвать.

Сорок пять минут урок,

Продержаться бы весь срок!

 

9. Папа дал тайком совет:

Можно сбегать в туалет.

Жаль, нельзя еще в буфет:

Там купил бы я конфет.

 

10. Нет, нельзя мне расслабляться.

Надо лучшим быть стараться.

Буду слушаться я маму,

С ней я точно первым стану.

 

11. Дайте мне скорей заданье,

Я решу любой пример.

Даже если в расписании

Семь уроков, например.

 

 

 

12. Здесь вообще-то хорошо

Я в столовую пошел

Ну а там- внимание-

Все как в ресторане.

 

 

 

13. Здесь такие кабинеты-

Красота – как в космосе!

Здесь такие туалеты-

Прямо как в Макдональдсе!.

 

14.Ну а я бы так сказал:

Мне понравился спортзал.

Говорят, он новый

И уже готовый.

Тренажеры там стоят

На уроки ждут ребят!

 

15. А еще учиться будем

Мы красиво танцевать,

Чтоб во всех - во всех концертах

Здесь участье принимать.

 

16. Пусть двери школы открываются,

Скорей уроки начинаются,

Скорее, школа, нас встречай!

Год учебный начинай.



.






Я в платье новеньком иду,
На мне передник белый.
Вот детский сад, а в том саду
И я недавно пела.

Прощай, знакомый детский сад,
Теперь мне в школу надо!
- Галинка! – малыши кричат
И машут мне из сада.

Они зовут: – Зайди сейчас
В наш детский сад веселый!
- Нет, – говорю, – мне надо в класс,
Зайду потом, из школы.

И поздравляют все меня,
В саду собравшись рано,
Ведь я с сегодняшнего дня
Учится в школе стану.











Сверкают багряные грозди рябин,
Как сотни весёлых огней.
Сегодня я в школу иду не один,
А с младшей сестрёнкой моей

Сестрёнка Наташка
Теперь первоклашка,
Теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

И люди вокруг улыбаются ей,
И машут нам вслед на ходу.
И сам становлюсь я как будто взрослей
Я в школу сестрёнку веду.

Сестрёнка Наташка
Теперь первоклашка,
Теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

И новое платье, и новый портфель
Ей очень к лицу говорят.
Я первым открою ей школьную дверь,
Недаром ведь я старший брат!

Сестрёнка Наташка. Теперь первоклашка,
Теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

Сестрёнка Наташка. Теперь первоклашка,
Теперь ученица она

И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

Мы смешными малышами
Прибежали в этот класс,
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
С этой книжкой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.



Учиться, учиться –
Идем мы в первый класс!
Все новое, все новое,
Все новое у нас!

 Новую форму на себя надели,
Новенькая ручка в новеньком портфеле.
Новые книжки, палочки для счета,

Новые тетрадки,
Новые заботы.

 Вот звонок звенит, заливается.
Смолкли детские голоса.
У ребят сейчас начинается
В жизни новая полоса.

 Самый трудный 1 класс!
Всех труднее 1 класс,
Потому что в первый раз.




Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс –
Вставать или садиться?

Мне говорят: “Иди к доске”, -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

 Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится



Меня дежурить выбрали,
Дежурю в первый раз.
Бумажки подбирала я,
Проветривала класс!
Я доску нашу вытерла,
Достала новый мел,
За тишиной следила я –
Шуметь никто не смел.
Я целый день работала
Устала под конец.
Сказала Анна Павловна:
“Ну что за молодец!
Какие парты чистые,
Как чисто на полу
Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья.
На дом задали, крючки –
Первое заданье.
Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
- Вниз ведём, ведём, ведём –
Пла-а-авно закругляем.
Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами!
Телевизор не глядим,
Сказку не читаем.
Три часа сидим, сидим –
Пла-а-авно закругляем.
Вечер. Поздно. Спать идём,
Сразу засыпаем.
И во сне ведём, ведём –
Пла-а-авно закругляем.



Мокрые волосы,
Встрепанный вид,
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Рома, и Митя, и Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них, на несчастных, пахали?
Или их в пасть крокодила пихали? Нет!
В перемену они “отдыхали”.



Сегодня закончен
Последний урок!
Последний звенит
В коридоре звонок.
Мы – сумки под мышки
И мчимся вприпрыжку,
И дружно шагаем
За школьный порог.

 Но где бы я ни был,
Куда бы ни шёл
Каких бы я новых
Друзей ни нашёл,-
На речке и в поле
Я помню о школе,
Я помню, что я …
Во второй перешёл

Полюбили мы друг друга,
Друг за друга мы горой.
Вместе с нами наша дружба
Переходит во второй




Только в школу расходились,
Да за партой рассиделись,
Да в тетрадках расписались,
В перемену расшумелись,
Всех друзей расслушались –
Вдруг каникулы зачем-то,
Тут на нас обрушились





Никаких уроков нету –
Отдыхай!
Всем дана команда “Вольно!”.
Ждет на поле мяч футбольный –
Забивай!
Никаких заданий на дом!
Речка – рядом, роща – рядом;
Тут как тут!
Ну, а парта у окошка
И звонок
Пускай немножко
Подождут




















Нa свете есть чудесный дом,
Он с детства каждому знаком.
К нему спешат со всех сторон,
О нем сейчас мы вам споем,
Там дети уважают труд.
Скажите, как его зовут?
НА - ША - ШКО - ЛА!

Там светит солнышко в окно,
Все дети в классе заодно,
И хоть бывает иногда
На переменке суета,
Все с радостью сюда спешат,
И дети гордо говорят:
НА - ША - ШКО - ЛА!

Мы в этом доме целый год,
Сегодня этот год пройдет,
Мы научились здесь писать,
Задачи трудные решать,
Мы в этом доме, как в своем
И мы теперь его зовем:
НА - ША - ШКО – ЛА











1-й ребенок
Я на уроке первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс:
Вставать или садиться?

2-й ребенок
Мне говорят: "Иди к доске" -
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.

3-й ребенок
Я на уроке первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

4-й ребенок
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами!

5-й ребенок
В азбуке у нас, точно на параде,
Гласные, согласные -
Стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке, а поодиночке.

6-й ребенок
Говорить они пытались:
И жужжали, и шептались.
Но о чём - пойми попробуй.
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: "А?"
Что ты хочешь, буква А?
Но в ответ мне буква А
Тоже спрашивает: "А?"

7-й ребенок
Вот ещё досада!
Что им, буквам, надо?!
Но когда в тетради
Встретились у Кати
Буква А и буква М,
Всё понятно стало всем.

8-й ребенок
Буквы рядом -
Ровно, прямо -
Встали честь по чести
И сказали дружно:
МА-МА!
Вот что значит - вместе!

Книга - верный друг детей,
С ней живётся веселей!
Книга - мудрый друг детей,
С нею станешь ты умней!

12-й ребенок
Закончился в школе последний урок,
Звенит, заливается школьный звонок!
Мы - сумки под мышку
И мчимся вприпрыжку,
Скорее, скорее за школьный порог!


13-й ребенок
Но где бы я ни был,
Куда бы ни шёл,
Каких бы я новых друзей ни нашёл
На речке и в поле
Я помню о школе.
Я помню, что я во второй перешёл.

14-й ребенок
Первый класс!
В первый раз
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой!

15-й ребенок
Мел, доска, картины, карты
Вместе с нами перейдут.
Чуть повыше станут парты,
Вместе с нами подрастут!

16-й ребенок
Полюбили мы друг друга,
За подруг стоим горой.
И со мной моя подруга
Переходит во второй.

17-й ребенок
А учительница, что же?
Бросит разве нас с тобой?
Нет, учительница тоже
Переходит во второй.


18-й ребенок
Прощай, любимый первый класс!
Ты лучшим в жизни был у нас.
Ты научил нас дружно жить
И нашу Родину любить.

19-й ребенок
Ты научил нас всех читать,
Писать, считать и рисовать.
Прощай, любимый первый класс!
Ты лучшим в жизни был у нас!

20-й ребенок
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, речка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, солнечный денёк!

21-й ребенок
Пляж горячий, словно печка,
Порумянь-ка нам бока!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, речка!
До свиданья, облака!

22-й ребенок
Кто там в чащу смотрит робко?
Краше места не найдёшь!
Здравствуй, компас!
Здравствуй, тропка!
Ты куда нас приведёшь?




23-й ребенок
В небе звёздное лукошко,
Месяц тонок и остёр...
Здравствуй, песня и картошка!
Здравствуй, жаркий наш костёр!

24-й ребенок
Будет много песен спето,
Дождь не страшен и жара.
Здравствуй, солнечное лето!
Здравствуй, звонкая пора!




Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые родители! Кажется, совсем недавно вы пришли в первый класс. Еще совсем недавно состоялся наш первый сбор, первое знакомство, и я рассказывала вам, что нам предстоит выучить за этот год. И вот год закончился. Вы многому научились за это время, многое узнали, подросли и стали старше на 1 год. Я поздравляю вас с окончанием 1-го класса и началом летних каникул. А вы помните, какие вы пришли в 1-й класс маленькие, робкие, держась за руки своих пап и мам. Помните, как робко входили в класс и долго выбирали себе парту. Вы многому научились за это время, много прочитали книг, крепко подружились.







Спозаранку заплела косички,
Тонкие тетради собрала.
Спит весь дом,
А девочке не спится,
У нее, у маленькой, дела.
Первый лист позолотил окошко,
Осень листья у крыльца метет.
Девочка в горячке ладошки
Ранец первоклассницы берет





Перемена, перемена!
Класс, как улей, загудел.
Нужно сделать непременно
Столько самых важных дел!
Обменяться новостями,
Став с подружками в кружок,
Поиграть в футбол с друзьями,
Съесть в буфете пирожок.
К турнику бегут спортсмены.
И дерутся шалуны...
Перемены так мгновенны,
А уроки так длинны!








Перемена! Перемена!»
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог,
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?


Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел!





Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо, прежде всего, математику знать.
И на свете нет профессии... Вы заметьте-ка друзья,
Где бы нам не пригодилась – Ма -те - ма -ти - ка!
И прекрасна, и сильна математики страна.
Здесь везде кипит работа: все подсчитывают что-то:
Сколько домнам угля надо? А детишкам – шоколада?
Сколько звёзд на небесах? И веснушек на носах?



Только в школу расходились,
Да за партой рассиделись,
Да в тетрадке расписались,
В перемену расшумелись,
Всех друзей расслушались –
Вдруг каникулы зачем-то
Тут на нас обрушились! ...
Никаких уроков нету – отдыхай!
Всем дана команда – «Вольно!»
Ждёт на поле мяч футбольный – Забивай!
Никаких заданий на дом! Всё играй! ...
Но промчались быстро отдыха деньки.
Снова в класс наш первый – мы идём одни...


В нашем классе тишина
почему-то не слышна:
То линейка упадет,
То резинка пропадёт,
То Черненко вдруг под партой
Чей-то тапочек найдёт.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет...
«Рты закрыли, сели ровно! Будем слушать тишину!»
Не стерпев, сказал учитель... Я чего-то как чихну...
Засмеялся Сашка сзади. «Тише, тише», – шепчет Катя.
Ничего опять не вышло! ... Тишины у нас не слышно!








УРОК РИСОВАНИЯ
Полдня рисовал я красавца – коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка!»
Но с тем же рисунком я к папе пошёл.
И папа сказал мне: «Отличный козёл!»
Потом похвалила малышка-сестрёнка:
«Ты очень красивого сделал котёнка».
И братец мой старший меня похвалил:
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил!»



  • Любим мы решать задачи,
    Кто быстрее и кто вперёд,
    А задачки-то какие –
    Сам профессор не поймёт.
    * Все науки одолеем,
    Всё у нас получится,
    Потому что наши мамы
    С нами тоже учатся.
    * Первый класс уже кончаем
    Часики протикали,
    А теперь у нас, ребята,
    Летние каникулы.
    * Мы за лето отдохнём,
    Сил поднаберёмся,
    А в начале сентября
    Снова соберёмся.
    * Мы стишочки  рассказали
    Хорошо ли, плохо ли.
    А теперь мы вас попросим,
    Чтоб вы нам похлопали





Первый класс!
В первый раз
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой!
Мел, доска, картины, карты
Вместе с нами перейдут.
Чуть повыше станут парты
Вместе с нами подрастут.
Полюбили мы друг друга,
За друзей стоим горой.
И со мной моя подруга
Переходит во второй.
А учительница, что же?
Разве бросит нас с тобой?
Нет! Учительница тоже
Переходит во второй.
Так дорогою весёлой
Мы шагаем, вставши в строй,
Вместе с классом и со школой
И со всей родной страной.
Первый класс!
В первый раз
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой!


Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Для нас!
Книги новые купил. Для кого?
Для нас!
Ручки и карандаши в пенале. Для кого?
Для нас!
И пришли мы на рассвете,
Как и все другие дети,
В первый раз в первый класс.
Там звонок на перемене. Для кого?
Для нас!
Стоят счёты возле стенки. Для кого?
Для нас!
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться.
 За кого? За нас!







Вот и опустела наша школа.
Коридоры гулкие молчат.
Не зовёт нас в класс звонок весёлый,
Но зато как звонок смех ребят!
Мы вернёмся в класс теперь не скоро,
Ждут нас игры, песни у костра.
Ждут походы. До свиданья, школа!
Здравствуй, лето! Звонкая пора!




                 На прощание с первым классом
                  Собрались мы всей семьей.
                  Мамы все грустят в сторонке,   
                  Папы улыбаются:
                  То ли кончались заботы,
                  То ли начинаются!

                 Год назад осенним утром
                  Отворила школа дверь.
                  Приняла школа нас,
                  Приняла в первый класс.

                 У каждого в жизни единственный раз
                  Бывает свой первый, свой памятный класс.
                  И первый учебник, и первый урок,
                  И первый заливистый школьный звонок.
                  И первый наставник - наш первый учитель,
                  Что дверь распахнул на дорогу открытий!

                 Первый класс, как первый шаг!
                  Мама говорит: «Он трудный самый!»
                  Ну, а старший брат смеется:
                 «То ли еще будет, малый!»




               








                Нам от школьного порога
                 В жизнь откроется дорога.
                 11 лет нам предстоит учиться
                 Не лениться, а трудиться.
                  Перед нами все дороги
                  Все откроются пути,
                  Только надо вот немного
                  Нам с тобою подрасти!
                  Нужные работники –
                 Столяры и плотники,
                 Инженеры, доктора,
                 Программисты, повара!
                 Летчик, почтальон, кондуктор, 
                 Продавец, шофер, конструктор,
                 Люди разные нужны!
                 Люди разные важны!

                  Машинисты и ткачи,
                 Трактористы и врачи,
                 Водолазы и певцы,
                 Маляры и кузнецы -
                 Все когда-то в первый раз
                 Приходили в первый класс!











      
               
                Мы помним: было вокруг
                 Море цветов и звуков.
                 Из теплых маминых рук
                 Вы взяли наши руки

                Вы ввели нас в первый класс
                 Торжественно и почтительно,
                 Наши руки, как и тогда
                 В ваших руках УЧИТЕЛЯ!

                Шумит на улице листва,
                 Но тихо в школьном доме.
                 Не пишут на доске слова,
                 В тетради и в альбоме!

                Сегодня закончен последний урок,
                 Последний звенит в коридоре звонок,
                 Портфели под мышку,
                 И дружно вприпрыжку,
                 И дружно идем
                 За школьный порог!

                 Но где бы я ни был,
                 Куда бы ни шел,
                 Каких бы я новых друзей ни нашел,
                 На речке и в поле,
                 Я помню о школе,
                Я помню, что я
                Во второй класс перешел!






























Действующие лица:
Принцесса-Нигяр
Король-Иса
Королева-Айдан
Принц-Муслим
Феи 1,2 –Амина,Сона
Фея -Саида
Фея Карабос-Ангелина
Рассказчик-Эмин
Гость-Максим
Гость.
Звенят колокольцами песни и сказки
Таинственные мелодии,
Какие созвучья, какие краски,
Совсем небывалые вроде бы.
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озерах качаются,
То вдруг обернутся Бабой Ягой,
А то вдруг — Спящей красавицей.

Фея уходит

Король.
Всех рад приветствовать, друзья!
Спешу сказать вам новость я.
Ведь в замке шум и суета,
Конечно, это не спроста.

Королева.
Накрыт уж стол
И блещут свечи,
Сегодня будет чудный вечер.
Не в силах счастья превозмочь,
Знакомлю, это  наша дочь.
Берет в руки куклу в одеяльце, показывает гостям.
Гость.
Какая крошка! Как мила!
Как много счастья принесла!
Расти на радость королю!

Король.
Спасибо, я вас всех люблю.
Фея.
Добрые феи, спешите сюда,
Вас не случайно я здесь собрала,
Каждая пусть волшебство нам покажет,
Доброе слово-напутствие скажет.
1-я Фея.
Пусть в твоем сердце живет доброта,
Не обижай никого никогда,
Радость и счастье людям дари,
Зависть и злобу прочь прогони.
2-я Фея.
Будут молчать соловьи до зари.
Слушая чудные песни твои.
Будешь прекрасно ты танцевать,
На инструментах сумеешь сыграть,
1-я Фея.
Даром любви я хочу поделиться,
Пусть же улыбка не сходит с лица.
Радуй нас всех и умей веселиться,
Воспламеняя любовью сердца.
2-я Фея.
Будь прекрасна, как майское утро,
Как над ласковым морем рассвет.
Белый локон спадает на плечи.
Как чудесных лилий букет.

Внезапно музыка обрывается, свет гаснет.


Королева.
Свет погас, и в тот же час
Смолкла музыка у нас.
Почему все убегают,
Слуги окна закрывают?
Кто ответит на вопрос?
Гость.
Это Фея Карабос!

Под музыку появляется злая Фея Карабос.

Фея Карабос.
Праздник нынче в замке вашем,
Веселятся все и пляшут?
А меня-то вы позвали
Побывать на карнавале?
Знаю, знаю — позабыли,
Добрых Фей вы пригласили.
Дочке вашей заклинанье я прочту.
Пусть будет так, где же мой волшебный знак?
Пусть растет она красивой,
Все 16 долгих лет.
А теперь вам мой совет!
В этом возрасте все дети
Знать хотят про все на свете,
Вы принцессу берегите,
Брать иголки не велите,
Вдруг уколется, тогда
Сон придёт к ней навсегда.

Фея .
Уходи, колдунья злая,
Я на помощь призываю
Доброту и волшебство,
Пусть поможет нам оно.
Звезды мне дают ответ:
Спать принцессе сотню лет.
А потом любовь и счастье
Прочь прогонят все ненастья.
Король.
Что ж, давайте веселиться,
Ничего с ней не случится.
Я велю издать указ,
Срочный всем отдать приказ:
В королевстве у меня
Шить и прясть теперь нельзя,
Спрятать шпильки и булавки,
Спрятать ножницы и прялки,
Об иголках позабыть,
Так и будем дальше жить.

Рассказчик.
Так деньки и шли за днями,
Ну, а годы за годами.
А принцесса подрастала,
Хорошела, расцветала.
Было ей 16 лет —
Тут и жди забот и бед.


Принцесса.
Погуляю я в саду,
В старый замок я зайду,
Что найду там, неизвестно,
Ну, а мне все интересно.
«То не трогай, упадешь
И коленку разобьешь,
И туда ты не ходи,
Видишь, ямка впереди».
Хватит! Я уже большая,
Что и как мне делать, знаю.

Рассказчик.
Принцесса идет в замок, видит старушку, это Фея Карабос.

Принцесса.
Ой, старушка здесь одна,
Чем же занята она?
Бабушка, меня простите
И скорее объясните,
Что вы держите в руках —
Не могу понять никак!

Старушка прядет пряжу, держит веретено.

Фея Карабос.
Вот возьми веретено —
Безопасное оно.
На, попробуй покрути,
Ну а мне пора идти.(Смеется).

Принцесса крутит веретено, вскрикивает.

Принцесса.
В пальчик мне оно впилось!

Фея Карабос (злобно).
Да, проклятие сбылось!

Принцесса засыпает. Слышно завывание вьюги.

Фея Карабос.
Вот настал и мой черед —
В королевство, сон придет.
Не услышишь ничего,
Кроме ветра одного.
Не услышишь здесь ни звука,
Пусть царит покой и скука.
(Шепчет заклинание).
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опустите,
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи.
Взвейся в вихре белом
В поле поседелом.
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни,
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета.(Смеется, уходит).
Рассказчик.
Смотрят прекрасные звезды с небес.
Тихо бормочет заброшенный лес.
В замке покой, и вокруг тишина.
Сон колдовской охраняет она.

Поварята все уснули
У огромной у кастрюли.
Сидя спит король на троне,
Конюх спит, а рядом кони.
Спит охрана на крыльце,
А принцесса во дворце.

В старом замке тишина,
Долгий сон хранит она.
Спит принцесса сотню лет,
Ну, а принца нет и нет.

Фея .
Что ж, пришел и мой черед,
Скоро радость к нам придет!
Может мне поколдовать
Фею добрую позвать?
Как принцессе мне помочь?
Злую силу превозмочь?
(пауза ,думает)
Есть на свете волшебство —
Всех чудес сильней оно.
Колдовство разрушат вновь
Вера, надежда и любовь
Держит в руках 3 цветка
Вручить  их надо самому смелому принцу,
Чтоб смог он сквозь все преграды пробиться.
(Уходит)
Принц.
Слышал я цветочный  спор:
Спит принцесса с давних пор.
Говорил весенний ветер,
Что прекрасней нет на свете.

Говорила мне луна:
Помощь срочно ей нужна.
Я готов пуститься в путь.(ходит по сцене)
Черный бархат ночи
Звездами украшен,
Месяц в небе замер
Неизменным стражем,
Лес дремучий, как пройти?
Но назад мне нет пути!

Дорогу преграждают бумажными лентами .
Необычный этот лес
Полон сказок и чудес.
Отдохну немного я,
Только спать никак нельзя.



Садится отдохнуть, появляется злая Фея, начинает колдовать

Фея Карабос.
Эй, вы, сосны, зашумите,
Принца сном вы окружите.
Тихо, музыка, играй,
Лес дремучий, засыпай.

Звучит песня «Колыбельная», музыка Р. Паулса. Принц борется со сном.

Принц.
Что со мной?Чуть не заснул?
Чуть принцессу не забыл.

Фея Карабос.
Все равно не пропущу
И к принцессе не пущу.
Духи леса, вы летите,
Принца в вихре ослепите.
Не увидит ничего,
Кроме носа своего
Гасни, свет и тьма, приди,
Принцу путь ты прегради.

Взмахивает палочкой, свет гаснет. Появляется Фея.

Фея
Прочь пошла, колдунья злая!
Я на помощь призываю
Доброту и волшебство,
Пусть поможет нам оно(подходят феи ,помогают)
Принц.
Вот и замок на пути,
Я попробую войти.

Входит, обходит , останавливается возле Спящей принцессы.

Принц.
Вот небесное созданье!
Пусть исчезнет заклинанье!
(Встает на колено, ставит рядом цветы).
Ты прекрасна, как солнышко жаркое,
Как тонкий серебряный луч,
Утро весеннее яркое,
Чистое небо без туч.
Эти цветы оживят тебя вновь —
Это Вера, Надежда моя и Любовь.
А теперь скорей проснись,
Солнцу, небу улыбнись.
Принцесса просыпается.

Принцесса.
Как солнце светит высоко,
И как мне дышится легко!
Благодарю вас сотню раз,
Без вас спала бы я сейчас.
Просыпается весь замок.

Король.
Ночь отступила, сон ушел.
Теперь все будет хорошо!
Королева.
Теперь мы можем веселиться
И в танце весело кружиться.

Звучит вальс
                                                                                                                  
Расказчик
Вот и закончилась добрая сказка,
Но праздник пусть не кончается.
Пусть на прощанье в зале у нас
Свечи для всех зажигаются.



Взаимоотношения между учителем и родителем.
    Основа  классической системы обучения заключалось в том ,что всю нужную информацию для ученика давал педагог.  Учитель предлагал ученику то, что считал нужным, а не то ,что хотел знать ученик. Не имело также никакого значения то ,что ученик мог знать это заранее , или данная информация для этих детей явно не нужна. Учитель строго придерживался плана,  который ему был продиктован. Здесь явно ущемлялись права и ученика и педагога. Ведь никто не спрашивал, у  учителя нужна ли та или иная информация его ученикам. Вся деятельность педагога заключалась в особые рамки , всё заранее планировалось и  любые осечки строго наказывались.
       Современная система обучения в корне изменил все старые стереотипы. Те оковы, которые раньше считались непоколебимыми,  теперь не имеют никакого смысла. Можно сказать, восстановлены права и ученика и учителя. Нынешняя система обучения даёт ученику то ,что ему нужно. До всех знаний докапывается сам ученик, конечно с  помощью педагога ,который в нужный момент направит его по нужному руслу. Я бы сравнила бы ,классический и современный системы  обучения с тренером и его учеником. Тренер постоянно показывает ученику разные приёмы, разные способы, но никогда не даёт возможности  сделать их самому ученику (классический вид обучения). В нужный момент ,конечно же такой ученик проиграет бой. Другое дело ученик в полном смысле слова тренируется, учит , все приёмы и способы борьбы реально тренируясь с тренером, сам, изучая и применяя  различные способы борьбы (современная система обучения). В нужный момент, конечно же, этот ученик будет знать, какой из изученных приёмов ему нужен.
          Основной целью учителя является воспитание будущего интеллигента.
Чтобы воспитание и образование  шло по единому руслу, родители и педагоги школы в первую очередь должны понимать, что им для достижения таких высоких целей, как воспитание интеллигента, нужно провести общую линию в воспитании и образовании детей. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы. Важный скачок происходит и в развитии личности шестилетнего ребенка, особенно в строении образа самого себя. Его представления о себе становятся более глубокими и адекватными. Он приобретает больше самостоятельности и уверенности, как в оценке самого себя, так  и в оценке поступков окружающих людей. В самосознании отражаются понимание своего места в системе общественных отношений, оценка своих практических возможностей и пробуждается внимание к собственной внутренней жизни . Он стремится общаться со взрослыми не только по поводу своих нынешних действий, но и по поводу внутренних состояний и переживаний. Здесь и нужен учитель, человек знающий как и какими путями направить ученика ,чтобы добиться нужного и эффективного результата. Для этого классный руководитель или учитель в начальных классах должен уметь:
- направлять учёбу и воспитание на всестороннее развитие детей;
Я веду постоянные беседы с родителями как слабых, так и сильных детей, во всех смыслах этого слова. Ведь если ребёнок понимает и усваивает учебный материал это не значит ,что он силён. Порой такие дети не могут постоять за себя . Приходится вести беседы и с ним самим и его родителем и с его одноклассниками.  Бывает и так , что ребёнок слабо принимающий учебный материал бывает физически сильным и у таких детей порой бывают зависти, ревности к  отличникам. Я веду беседы и с учеником и с родителем и с учениками в классе объясняя, какими методами и способами они должны помочь своему товарищу. Ни в коем случае нельзя смеяться над ошибками и поддерживать даже самые малые продвижения хвалить и аплодировать. Это часто помогает им в выявлении самоуверенности и любви к учёбе.
- оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;
Ведь отдавая своего малыша в первый класс ,родитель первое время очень переживет за его адаптацию .Не видя его и  не зная , что  он там, в классе делает родитель задаётся различными вопросами Долг учителя психологически успокоить родителя ,и дать ему понять ,что его ребёнок и в классе так же любим как и дома, что поводов для беспокойства нет. Но иногда бывают дети которые очень долго адаптируются , с родителями тоже ведутся беседы, о том как нужно выявлять любовь к школе. В таких случаях часто бывает проблемой то , что родители своего ребёнка пугают школой, если будешь плохо учиться я тебя не заберу домой , или будешь себя плохо вести учительница запрёт тебя в подвале с крысами . Такие слова конечно вызовут у ребёнка отвращение к школе .Наоборот нужно школу преподносить как награду за что-то хорошее, пусть ребёнок сам захочет идти в школу.
- помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;
Помощь родителя  в продолжении учебного процесса  очень важна .      Ученик каждый день получат новую информацию ,часто она бывает не простой. Полученный и усвоенный материал, если ещё и закрепится дома выполнением, каких либо заранее  целенаправленно выбранных заданий, конечно же, результат будет ещё лучшим. Родитель не должен выполнять задание, он должен быть наблюдателем и советчиком. Я часто советую обращаться к педагогу, если  родитель затруднятся, как это сделать, не  помогая ученику излишне.
- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.
Современная система обучения кажется, родителям, какой то необычной и они ей не доверяют. Я веду беседы  индивидуальные и групповые беседы-тренинги. Объясняю положительные  качества новой системы обучения и то, что классическая система в современном мире себя не оправдывает. Родители и сами понимают , что их дети не такие как они сами.
Исходя из этих задач, я провожу большую работу с родителями.
Первый  шаг – это первое родительское собрание, где я знакомлю родителей с основными законодательными документами и уставом школы. В связи с применением у нас в республике новой системы обучения Курикулум наблюдается большой ажиотаж. Родителям не ясна основная концепция цели преобразования учебной деятельности .Из разных источников родители услышали много новых слов, связанных с реформой, но конечно точной и полноценной информации у них мало. Я отвечаю на все интересующие их вопросы. Естественно  даю понятие о стандартах, о целях и т.д. Стандарты - это результаты, отражающие учебную деятельность преподавателей и учеников, а так же конечную цель педагогического процесса. Преподаватель обладает широкой свободой действия в работе по обеспечению достижения этих результатов. Ведётся  пояснительная беседа об новых комплектациях учебников. Рабочая тетрадь требует особого  пояснения. Комплекты учебников по предметам - это минимальные ресурсы, созданные для достижения стандартов в учебном процессе.  Преподаватель должен рассматривать содержательные стандарты преподаваемого им предмета, как основную направляющую своей учебной деятельности, не ограничиваться одними лишь учебниками для их достижения, по мере возможности стараться использовать больше ресурсов и этому же обучать учеников. Основываясь на помощь родителей, с каждым годом объём этих ресурсов должен расти, а также  должны создаваться более хорошие условия для учебной деятельности преподавателя и ученика.
Ведётся беседа об адаптации  детей к школе.
        Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. В этой сложной работе я веду беседы почти, что с каждым родителем выясняя точку проблемы его ребёнка. Каждый ребёнок имеет свою проблему, и к каждой из них нужен свой подход. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Часто родители дают в школу своих детей в раннем возрасте. Это не советуется. Такие дети обычно слабо усваивают учебный материал, раньше остальных устают, часто капризничают ,не могут  полноценно осознать, что такое школа.
        Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
·         Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не игры. Я советую родителям поддерживать первое время игры, но периодически переходить, на обучающие виды игр, где можно использовать учебные элементы, например чтение, вычисление и т.д.
·          У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена. Я советую родителям вести со своими детьми беседы о своих друзьях, пусть они рассказывают всё, даже глупости, а вы направляйте их по верному руслу. Не ругайте за ошибки ,а советуйте и притом не настоятельно, говорите с ним как со взрослым, уважая его мнение, иначе в следующий раз он вам ничего не расскажет.
·          Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы  в классе.
·         На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Школьный учитель обучен работе с детьми. Но и школа переживает нелегкий период. На качественном уровне учебный процесс только на одном энтузиазме учителей удержать невозможно. Необходимо партнерство. Дети - наше будущее. По законам природы о своих детях должны заботиться родители. Добиться результата можно лишь, объединив усилия с профессионалами. Для этого необходимы две составляющие: желание и взаимное уважение. Я объясняю родителям ,что без их помощи сложно сделать из дошколенка интелегента. Воспитанием своих детей в основном должны заниматься родители, нельзя перекладывать свой долг на плечи учителя, он и так под большим грузом.
Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, и родители помогали ему организовывать игру, подсказывали, как надо поступать в той или иной игровой ситуации, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью учителя помогают первоклассникам в усвоении требований системы обучения,  в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми. Зная, какие в семье взаимоотношения,(я заранее веду наблюдения и разведывательные беседы, можно многое выудить у ученика, они охотно всё, что надо расскажут) учитель может оказать помощь в определении методов и приёмов воспитания ребёнка. Хотя знание семейных отношений не является единственным условием успешного семейного воспитания. Он помогает формированию взглядов и убеждений ребёнка, способствует становлению его самостоятельных суждений, выработке основной линии поведения.
 Ребёнок, постоянно наблюдающий  отношения равенства и уважения среди взрослых, никогда не поймёт, не примет грубости,  в отношении его самого. Но если же ребёнок живёт в семье, в которой мало интересуются детьми, реакция может быть острой. Дети начинают разрисовывать парты, драться, громко кричать, то есть вести себя совсем по иному, чем ребёнок, живущий в семье, где интересно, где есть уважение и любовь. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают её недостаток.  Это основа человеческих отношений. Я часто веду беседы с родителями , и объясняю всю важность их отношения к своему ребёнку и какой след может остаться в подсознании ребёнка вовремя неуслышанного или недолюбленного (порой родители, в основном отцы  скупятся выразить свою любовь). Живя в семье, ребёнок, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично (В.А.Сухомлинский).При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. 
Школа должна привлекать родителей к работе с детьми, к участию в школьной жизни своего ребёнка. Это можно делать различными способами, так как существует множество форм работы учителя с родителями. Эти формы делятся на две большие группы: индивидуальные и коллективные. Я стараюсь использовать в своей работе разные формы общения с родителями моих учеников.
Индивидуальные:
1. Изучение семьи школьника. Я беседую с родителем, спрашиваю интересующие меня моменты  и даю советы, если их нужно предложить в тот момент.
2. Анкетирование. Конечно запомнить  всю информацию про каждого ученика сложно , для этого можно провести анкетирование. Это можно сделать прямо на родительском собрании.
3. Беседы (индивидуальные). Индивидуальные беседы ведутся часто, потому, что часто возникают те или очаги проблем которые требуют безотлагательного вмешательства. Я стараюсь ,беседы после которых, родитель не будет гордиться своим  чадом вести индивидуально, а похвальные беседы с оглаской.
4. Памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника. Я заранее завожу различные памятки, ведь родители так давно были школьниками и кое-что могут подзабыть.
Коллективные: 
1. Беседы (коллективные) или консультации для родителей могут быть плановыми или неплановыми. Плановые консультации проводятся периодически, так как у родителей накапливаются вопросы и им нужны ответы. Неплановые собрания могут организовываться по мере необходимости, перед  праздниками, мероприятиями, прогулками, экскурсиями, при возникновении инфекционных болезней, и т.д.
2. Родительские собрания (РС) – основная форма коллективной деятельности.
*   Таким образом, эти собрания сближают не только родителей и детей, но и учителя и родителей, которые видят те старания, с которыми учитель поднимает их детей на более высокий уровень знаний, умений, навыков, а так же воспитанности. Я постаралась перечислить существующие в педагогике  множества как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель в праве выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей.
У моряков есть одна интересная традиция – что-то вроде посвящения в «морские волки». Когда корабль пересекает экватор, молодых матросов обливают морской водой. Наверное, все первоклассники тоже пересекают свой экватор – порог школы и, впервые оторвавшись от маминой руки, в страхе отправляются в свободное плавание. На берегу остаются ждать своих «матросов» не менее испуганные мамы с обёртками от цветов, папы с фотоаппаратами . В большое плавание «юные матросы» отправляются вместе с «капитаном» - первым учителем, который на данном этапе постарается сохранить атмосферу любви, добра и уюта.
Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы
  Родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Для этого школа должна быть открытой для родителей. Это значит: родители по своему желанию могут присутствовать на уроках и на различных занятиях с детьми; могут участвовать в образовательном процессе в качестве помощника педагога, в проведении бесед с детьми. Для родителей можно проводить концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса и за оказанную значимую моральную и материальную поддержку. Главная цель открытой школы в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе). В свою очередь школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, самым любимым и самым необходимым.
Родитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка. Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
·         педагогическому такту и этике взаимоотношений; Я стараюсь построить отношения с родителями на дружеских нотах, но и не без уважения, чтобы ученики не считали учительницу подругой мамы.
·         педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
·         педагогическому просвещению родителей;
·         умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
·         единству требований школы и семьи.
      Основываясь на свою практику я уверена совокупность выше перечисленных свойств имеет положительный результат.
Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности. Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:
·         развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
·         забывать на время о своих проблемах;
·         познакомиться с новыми людьми;
·         ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.    Я предлагаю следующие  основные направления  сотрудничества семьи и школы:
·         чтение книг совместно с ребенком;
·         выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
·         привлечение ребенка к обучающей деятельности (выступление в роли учителя);
·         участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
" проведение дней здоровья;
·         проведение совместных праздников с участием родителей (100-й день в школе, 500 дней в школе, 1000 дней в школе);
·         определение стратегии родительского воспитания и ее корректировка, при необходимости;
" оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей;
·         создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
·         предложение родителям домашних обучающих заданий (возможно краткое пояснение для выполнения).
Для организации взаимодействия школы и родителей важно иметь представление о том, как же родители оценивают учителя, что определяет отношение родителей к конкретному учителю. Особенно это касается учителей начальной школы. Именно в первоначальный период обучения ребенка в школе идет налаживание контактов и взаимодействия между педагогами и родителями. Во многом от характера взаимодействия с первыми учителями у родителей формируется представление о школе и о педагогах в целом.
Американская программа "Шаг за шагом", которая получила довольно широкое распространение во всём мире, большое внимание уделяет сотрудничеству школы и семьи. Предлагаю познакомиться с рекомендациями данной программы по привлечению родителей к участию в жизни школы (класса).
Привлечение родителей к участию в жизни класса
1. Предварительное знакомство родителей со школой.
2. Первое собрание-знакомство.
3. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
4. Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы…).
5. Телефонные звонки в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
6. Уважение между педагогом и родителями. Выражение признательности родителям. Терпеливость в общении.
7. Поощрение посещения родителями собраний.
8. Обсуждение надежд родителей и педагогов.
9. Сотрудничество родителей друг с другом для оказания помощи и поддержки школы.
10. Создание библиотеки для родителей.
11. Информация для родителей и их обучение.
12. Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент…).
13. Поощрение участия родителей в работе класса.
14. Выбор самими родителями варианта сотрудничества со школой и классом. Вовлекайте всю семью в сотрудничество со школой. Овладевайте навыками сотрудничества.
15. Устанавливайте сотрудничество с другими партнерами, которые заинтересованы в услугах семьи.
16. Проводите для родителей конференции, консультации, встречи по обсуждению успехов детей и по проблемам семьи, воспитания, обучения.
17. Сохраняйте конфиденциальность.
Учитель может выбрать различные стили общения с родителями, но важно стараться быть дружелюбным по отношению к ним. Дружелюбный собеседник одобряет людей, относится с уважением к услышанному, открыто выражает восхищение и уважение.
Наиболее предпочтительные стили поведения учителя при встрече с родителем: внимательный собеседник, оживленный собеседник, не скованный, не напряженный собеседник, собеседник, оставляющий приятное впечатление.
Первый учитель играет очень важную роль в дальнейшем обучении и жизни ребёнка, но это не значит, что он один на этом посту. Основное место занимают  родители. Поэтому помощь родителей педагогу, то есть своим детям должна не прекращаться.


                        Гаджиева У.Р.