Приходите в гости к нам Здесь понравится всем вам!

среда, 14 марта 2012 г.

Ребенок в коллективе



Ребенок в коллективе
Родители, искренне полагающие что подготовка к детскому саду должна заключаться прежде всего в заучивании цифр, букв и умении считать - глубоко заблуждаются. Никто не имеет ничего против данной позиции, но следует помнить, что слишком ранняя концентрация на подобных задачах способна спровоцировать торможение нормального развития ребенка.


Если малыш пошел в детский сад и ощущает себя вполне счастливым, уверенным и преисполненным оптимизма в коллективе, он будет в дальнейшем неплохо учиться. Но если он нервный, он испуган, отягощен потребностями, которые не реализованы, то и первичные знания будут посредственно усваиваться. Пока ребенок не научится определенным вещам - ему будет сложно адаптироваться в коллективе.

Любит себя - любит других

Эта любовь - наиболее важна и существенна из всех способностей человека. Как можно помочь ребенку полюбить себя, если сами родители не умеют порой этого делать, по отношению к самим себе. Возможно прийдется откорректировать собственные жизненные установки и может понадобится помощь хорошего психолога в этом процессе. Здесь мешают иррациональные предрассудки, которые мы усваиваем с колыбели, слушая "пустословие" бабушек, дедушек и родителей, копирующих их же.

Так происходит подмена понятий - "быть плохим" - "быть человеком". Проще сказать ребенку - "Ты эгоист", сложнее проанализировав ситуацию, заметить: "Тебе нелегко научиться сочувствовать другим, давай я тебе помогу понять и разобраться". Ведь на это следует потратить свои ЛИЧНЫЕ минуты и подвергнуть свой собственный эгоизм основательной встряске.

Если родители не умеют признавать того, что у них присутствует злость, агрессия, асоциальные побуждения - они не смогут сами повзрослеть и в итоге будут беззащитны перед собственным ребенком. Ребенка следует учить управлять собой, но поясняя, делясь - ведь подобные негативные эмоции приходится сдерживать и им, родителям. Если же внушать ребенку, что лишь он ведет себя плохо, то у малыша разовьется неприязнь к самому себе - серьезная психологическая проблема, часто неустранимая и оставляющая глубокий след в жизни.

Адаптация в коллективе является состоявшейся, если ребенок начинает ощущать себя защищенно, понимает, что его ценят. Здесь начнет пробуждаться и сочувствие к окружающим его людям. Ребенок, испытывающий на себе нежность и заботу родителей способен проявить милосердие и сопереживание к другу и даже воспитателю. Это уже приобретение одной из фундаментальных способностей, которая необходима для изменения уровня и качества жизни на нашей планете.

Понимает поведение других детей

Взаимоотношения детей в коллективе достаточно интересны и неоднозначны. "Новенький" всегда становится объектом изучения малышей и поначалу все стремятся завоевать его расположение. Но здесь главное ощущать себя не временным объектом внимания, а уметь подмечать и понимать особенности чужого поведения. Часто, ребенок приходящий в детский сад, свято верит в то, что он волшебное и замечательное создание и не может "нащупать", идентифицировать поведение окружающих его малышей.

Например, отчего две девочки упорно не хотят принимать его в свое общество, ведь на самом деле он ничего плохого им не сделал. А причины могут быть просты - стесняются, побаиваются, либо открыто не желают сближаться. Там, где нужна материнская деликатность не сможет участвовать даже доброе слово воспитателя. Определенным навыкам общения, дипломатии, ребенка следует учить именно родителям.

Или немотивированная агрессия воспитателя, взрослого человека, который внезапно закричит. Неподготовленный ребенок может испугаться и болезненно среагировать, что может повлечь за собой психологическую травму и категорический отказ посещать садик. Вновь, простое объяснение человеческой природы - мы все можем порой "выходить из себя" и порой нужно постараться понять и простить человека.

Научив ребенка разбираться в определенной степени в поведении окружающих, мы формируем у него определенную степень защиты от недоразумений и непредвиденных ситуаций. Своеобразная "прививка от стресса" в коллективе. Таким образом, адаптация ребенка в коллективе будет более успешной. Также, следует помочь ребенку научиться объяснять собственное поведение, не только окружающих в случае необходимости, но и самому себе. Умение анализировать собственные поступки закладывает фундамент ответственности и порядочности ребенка.

Словесное общение

Здесь важна способность ребенка выразить свои мысли, эмоции, желания словами - понятными и полезными для слуха. Можно неопределенно заявить: "Я боюсь", а можно выразиться: "Я боюсь, потому что..." В общении с детьми в период адаптации ребенка в коллективе важным фактором является умение выражать свои истинные желания, там где требуется - кратко, но вежливо, используя важные слова - "пожалуйста", "благодарю", "могу ли я".

То, что говорится прежде всего не для формы, а для правильной расстановки акцентов и дает возможность ощутить себя не "винтиком в большом механизме", а маленькой личностью, учавствующей в определенных событиях и умеющей разумно реагировать в новой среде. Быть личностью - обладать необходимой свободой для того, чтобы думать, интересоваться и учиться.

Чувствует разницу между мыслью и действием

Без этой способности, которая полностью формируется к пяти годам, ребенку будет нелегко сосредотачиваться на занятиях. Важно подчеркнуть, что мысли - не одно и то же что и действия. И порой, необходимо дать волю своим чувствам. А затем, отрешиться и заняться теми вещами, которые в действительности ожидают его. Сложение, вычитание, занятия рисованием или музыкой.

Ребенок должен уметь выплескивать поток эмоций и мыслей и отрешаться для занятости делами, которые требуют максимальной отдачи. В противном случае, встревоженный и думающий о своих проблемах малыш не сможет концентрироваться на учебном процессе.

Любознателен

Важно стимулировать в ребенке естественную потребность узнавать и интересоваться. Прежде всего, не отвечая формально и скучно на вопросы ребенка. Даже в подчастую невинном вопросе кроется сложный и замысловатый ответ, а ответить ребенку так, чтобы стало проще и легче некуда не так-то просто. Отсюда появляются различные книжки-энциклопедии, которые чаще всего печатаются из одного источника.

Но ни одна книга не способна заменить живое общение с человеком - отцом, матерью, наставником и конечно же детьми. Ведь провести увлекательный спор о том, почему солнце желтое а иногда алое с одногодками гораздо интереснее, чем вчитываться в лишенные эмоциональной окраски строки энциклопедии.

Порой, подарок в виде энциклопедии становится жестом - отторжения для малыша. "Надо - прочти". А общение? Находя мудрую "золотую серединку" в общении с ребенком, мы закладываем в него потребность в узнавании, взращиваем или "заливаем" любознательность фактами. В первом случае - работая над собой, а во втором - компенсируя собственное безделье источниками, купленными на рынке.

Гораздо интереснее, учить ребенка читая вместе и старательно формировать в нем желание узнавать в дальнейшем. Это будет способствовать развитию лидерских задатков ребенка в коллективе. Умение заинтересовать, повести за собой, протаривая дорожку к знаниям, не ожидая инициативы воспитателя, преподавателя - качество неординарное. Положение ребенка в коллективе формируете вы сами, способствуя развитию тех или иных навыков. Не любознательному малышу сложнее раскрываться и развиваться в коллективе, где знания набирают обороты по мере развития.

Не боится неудач

Ребенок в новом коллективе может подчастую стесняться допускать ошибки и терпеть неудачи. Главное, выработать у ребенка правильный рефлекс на ошибку: кривая башенка может быть исправлена дополнительной опорой. Испорченный рисунок заменен на новый. Стаканчик воды, пролитый на ковер аккуратно убранным и взятым еще одним. Реакция малыша должна быть адекватной - спокойствие и осознание того, что все совершают ошибки, по крайней мере ничего страшного не происходит и он может двигаться дальше.

Правильное отношение к неудачам оградит ребенка от последующей опасности развития комплекса неудачника, который прочно фиксируется у детей, считающих ошибки - постыдными и неумеющими справляться с эмоциями в момент их свершения. Ведь и само обучение - путь проб и ошибок.

Доверяет взрослому

Адаптация ребенка в коллективе встречает на своем пути различных людей - родители других детей, воспитатели, медицинский работник, нянечки. Главное, помочь понять ребенку, что не все люди добры но одновременно создать у него ощущение, что большая часть из них хорошая. Воспитание уверенности в этом, зависит во многом от того, насколько вы сами готовы разделить чувство ребенка в отношении людей.

Мы не сможем нарушить доверие ребенка, если признаем человеческое несовершенство и не будем лицемерно хвалить те качества, которые внутренне сами осуждаем в человеке. Но уметь замечать главное и второстепенное и правильно реагировать - вот то, чему сами взрослые должны учиться, чтобы не пошатнуть доверие детей к себе. Само недоверие возникает у ребенка из ощущения, что лишь ему одному виден недостаток в конкретном человеке, а взрослый, старательно умалчивающий об этом, упорно молчит, уходя от объяснения.

Доверие требует диалога, порой не слишком приятного, но необходимого. Иначе, большинство проблем, которые могут возникнуть в коллективе у ребенка мы будем пропускать именно из-за его недоверия.

Думает самостоятельно

По мере адаптации в детском коллективе, ребенок сможет в полной мере осознать свое предназначение. Осознание собственной уникальности и способности к выбору - очень важная часть человеческого существования. Если у малыша есть определенное представление о том, кто он такой, он обязательно будет к пяти годам обладать собственным мнением.

Следует поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свою точку зрения, без боязни, что его накажут. Ведь если мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения и обладали здравым умом, мы должны прежде всего повзрослеть для этого сами. "Разумеется, теперь, когда тебе почти четыре года, ты самостоятельно определишь, купим мы тебе розовое платьице или зеленое". Или: "Пока мы будем кушать рисовую кашу, ты можешь с легкостью съесть вкусный пудинг я джемом". А вот еще вариант: "Пожалуй, я не стану говорить, что меня злит этот мальчик, но у тебя есть свое личное мнение".

Не только демонстрируя, но и уважая личность ребенка к его взглядам, антипатиям и симпатиям, мы готовим его к ситуации, когда он и сам будет принимать решения - дружить с тем или иным человеком, присоединяться в игру, поехать ли с чужим человеком.

Знает, чего ожидать от взрослого

К пяти годам ребенку желательно понимать, что существуют ситуации, которыми он не сможет самостоятельно управлять. К примеру, нет возможности справиться с компанией старших детей или подростками, которые навязывают что-то опасное, с диким поведением класса - когда молодой учитель не в состоянии успокоить коллектив. Доверие к взрослому, прежде всего, состоит в том, чтобы понимать, когда тебе нужна помощь - он сможет оказать ее тебе.

Это просто, но чаще всего, дети предпочитают в одиночку решать свои проблемы, тем неприятнее - проблемы, в которые они ввязываются по стихийным причинам - воюющий детский коллектив, старшеклассники, пристающие к малышам, негативное поведение нескольких человек в группе.Важно дать понять ребенку, что взрослый (воспитатель) - его друг, который способен оказать на стихийные ситуации влияние.

Искусство адаптации ребенка в коллектив - сложное и замысловатое полотно, в котором яркими нитями вплетены родительские установки - уважение к личности ребенка, правильная и уравновешенная реакция на стресс, понимание особенностей коллектива, элементарные навыки общения и понимание проблем, связанных с ним.

Нет, не все так сложно. Ведь если захотеть на самом деле вникнуть в суть вопросов, вы поймете, насколько проще и легче станет жизнь вашего ребенка и насколько счастливее будете вы сами, если подарите ему понимание и внутреннюю свободу. Умение выбирать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий