Приходите в гости к нам Здесь понравится всем вам!

вторник, 25 октября 2011 г.

Решение сложных задач.


          Подходы относительно внедрения сложных  задач
                       на уровне начального образования



      С 2008/09 учебного года у нас в стране начиная с уровня первого класса общей среднеобразовательной ступени обучения началось использование в учебном процессе учебников , рабочих тетрадей и методических пособий, созданных  на основе личностных предметных целенаправленных курикулумов.
В настоящее время в I-IV классах используются комплекты учебников, созданные на основе курикулума. В этих учебниках основное внимание притягивает то, на основе каких двух действий будет выполняться сложная задача:
        1.Каким должно быть условие, сложной задачи, первоначально?
        2.Должны ли в решении задачи  использоваться две одинаковые       
           или  различные вычислительные (например, сложение и
           вычитание) действия?
Далее представлены ответы, данные на этот вопрос в различные времена учёными-методистами с двух различных точек зрения:
      Учёные-методисты сторонники I отношения предлагают:  выполнение первой сложной задачи из двух действий методом нахождения суммы и остатка(разности).
        Рассмотрим задачу с таким применением:
        Задача 1.В первый день в магазин привезли 5 ящиков, во второй день9 ящиков шоколада. За два дня продали 10 ящиков. Сколько коробок шоколада осталось в магазине?
          То, что в задаче количество данных 3  отличает её от простой. Для решения этой задачи сначала  находится сумма двух данных чисел  (чисел 5 и 9),потом выполняется процесс уменьшения числа (суммы) на несколько единиц  (нахождение разности) (от полученной суммы отнимается число 10).
       Учёные-методисты сторонники II отношения предлагают:  выполнение первой сложной задачи из двух действий методом уменьшения числа на несколько единиц (разность)и нахождением суммы.
 Рассмотрим задачу с таким применением:
        Задача 2.В первый день в магазине продали 7 коробок, а во второй день на 4 коробки меньше халвы. Сколько коробок халвы продали за два дня?
       Так как в условии этой задачи два числа , учащиеся часто путают её с простыми задачами, и выполняя одно действие над числами ,находя количество проданных во второй день коробок, считают , что верно решили задачу и нашли количество проданных за два дня коробок.

Применение уменьшения  числа на несколько единиц, а потом нахождение суммы двух чисел в этой задаче ,делает её сложнее относительно предыдущей задачи. Основываясь на наблюдения  из этих двух отношений первое отношение можно считать лучшим.
      Учащиеся легче понимают и решают  задачи данные на основе первого отношения.
        Мы отличаясь от вышеуказанных  I и II отношений предлагаем  III отношение: выполнение первой сложной задачи из двух действий методом последовательного возрастания (два раза) числа на несколько единиц (или убывания).
          Задача 3.Когда Ильгар вернулся со двора  домой, было 6 часов. Через час вернулась мама .Отец вернулся через два часа. Кто пришёл домой последним? Который тогда был час?
        Эта задача дана  в учебнике Математика 1 (Ваку,2008) на странице 119,задача 4.
         Как видно  соответствующая  третьему отношению сложная задача с тремя числами,  решается  выполнением последовательного возрастания числа несколько (два раза) раз.
          Другими словами, учащиеся по условию задачи над данными числами два раза выполняют действие сложение, и тем самым решают задачу.
           Во время выполнения сложения в первый раз, мы получаем промежуточный результат, а во время выполнения действия сложения во второй раз мы получаем искомый (итоговый) результат.
             Мы, основываясь, на решение задач предложенные в третьем отношении приходим к такому выводу:
           1.В процессе начинания решения сложных задач, первоначально решаемые сложные задачи обязательно должны содержать в условии три числа.
           2.В процессе решения сложных задач  выполнение одного действия (например: сложения или вычитания) последовательно  два раза, целенаправленно.
           3.Во время выполнения действия в первый раз ,получается промежуточный результат, применение этого действия к полученному результату во второй раз приводит к получению итогового результата- решению задачи.
          Это можно показать с помощью схемы:                                        

Первое данное
Второе данное
Третье данное



   
Промежуточный
результат                                      
Итоговый
результат     
                                                     
                                    

    
     Итак, в решении  первой сложной задачи, получение итогового результата предусматривается путём проведения одного и того же действия (сложения или вычитания) периодически два раза .Мы считаем, что применение  сложных задач такого типа  в составе учебников созданных на основе курикулума с методической точки зрения было бы
удачным, а с точки зрения обучения полезным.


                                                                                         Гаджиева Ульвия  Раджабовна.
                                                                                         Преподаватель  начальных классов
                                                                                         «Школа Анкара» школы-лицея.