Подходы относительно внедрения сложных задач
на уровне начального образования
С 2008/09 учебного года у нас в стране начиная с уровня первого класса общей среднеобразовательной ступени обучения началось использование в учебном процессе учебников , рабочих тетрадей и методических пособий, созданных на основе личностных предметных целенаправленных курикулумов.
В настоящее время в I-IV классах используются комплекты учебников, созданные на основе курикулума. В этих учебниках основное внимание притягивает то, на основе каких двух действий будет выполняться сложная задача:
1.Каким должно быть условие, сложной задачи, первоначально?
2.Должны ли в решении задачи использоваться две одинаковые
или различные вычислительные (например, сложение и
вычитание) действия?
Далее представлены ответы, данные на этот вопрос в различные времена учёными-методистами с двух различных точек зрения:
Учёные-методисты сторонники I отношения предлагают: выполнение первой сложной задачи из двух действий методом нахождения суммы и остатка(разности).
Рассмотрим задачу с таким применением:
Задача 1.В первый день в магазин привезли 5 ящиков, во второй день9 ящиков шоколада. За два дня продали 10 ящиков. Сколько коробок шоколада осталось в магазине?
То, что в задаче количество данных 3 отличает её от простой. Для решения этой задачи сначала находится сумма двух данных чисел (чисел 5 и 9),потом выполняется процесс уменьшения числа (суммы) на несколько единиц (нахождение разности) (от полученной суммы отнимается число 10).
Учёные-методисты сторонники II отношения предлагают: выполнение первой сложной задачи из двух действий методом уменьшения числа на несколько единиц (разность)и нахождением суммы.
Рассмотрим задачу с таким применением:
Задача 2.В первый день в магазине продали 7 коробок, а во второй день на 4 коробки меньше халвы. Сколько коробок халвы продали за два дня?
Так как в условии этой задачи два числа , учащиеся часто путают её с простыми задачами, и выполняя одно действие над числами ,находя количество проданных во второй день коробок, считают , что верно решили задачу и нашли количество проданных за два дня коробок.
Применение уменьшения числа на несколько единиц, а потом нахождение суммы двух чисел в этой задаче ,делает её сложнее относительно предыдущей задачи. Основываясь на наблюдения из этих двух отношений первое отношение можно считать лучшим.
Учащиеся легче понимают и решают задачи данные на основе первого отношения.
Мы отличаясь от вышеуказанных I и II отношений предлагаем III отношение: выполнение первой сложной задачи из двух действий методом последовательного возрастания (два раза) числа на несколько единиц (или убывания).
Задача 3.Когда Ильгар вернулся со двора домой, было 6 часов. Через час вернулась мама .Отец вернулся через два часа. Кто пришёл домой последним? Который тогда был час?
Эта задача дана в учебнике Математика 1 (Ваку,2008) на странице 119,задача 4.
Как видно соответствующая третьему отношению сложная задача с тремя числами, решается выполнением последовательного возрастания числа несколько (два раза) раз.
Другими словами, учащиеся по условию задачи над данными числами два раза выполняют действие сложение, и тем самым решают задачу.
Во время выполнения сложения в первый раз, мы получаем промежуточный результат, а во время выполнения действия сложения во второй раз мы получаем искомый (итоговый) результат.
Мы, основываясь, на решение задач предложенные в третьем отношении приходим к такому выводу:
1.В процессе начинания решения сложных задач, первоначально решаемые сложные задачи обязательно должны содержать в условии три числа.
2.В процессе решения сложных задач выполнение одного действия (например: сложения или вычитания) последовательно два раза, целенаправленно.
3.Во время выполнения действия в первый раз ,получается промежуточный результат, применение этого действия к полученному результату во второй раз приводит к получению итогового результата- решению задачи.
Это можно показать с помощью схемы:
Первое данное
|
Второе данное
|
Третье данное
|
Промежуточный
результат
|
Итоговый
результат
|
Итак, в решении первой сложной задачи, получение итогового результата предусматривается путём проведения одного и того же действия (сложения или вычитания) периодически два раза .Мы считаем, что применение сложных задач такого типа в составе учебников созданных на основе курикулума с методической точки зрения было бы
удачным, а с точки зрения обучения полезным.
Гаджиева Ульвия Раджабовна.
Преподаватель начальных классов
«Школа Анкара» школы-лицея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий